Отдел судебно-автотехнических экспертиз


       Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Кыргызской Республике и расследованием дел связанных с дорожными происшествиями остается достаточно сложной в связи с тем, что за последние годы значительно возросло количество транспортных средств. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (далее ДТП) погибает значительное количество граждан, но еще большее количество получают различные телесные повреждения.
       Число пострадавших в ДТП многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта. Кроме этого приносится значительный материальный ущерб.
       Высокие темпы автомобилизации — дополнительные предпосылки ухудшения обстановки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В последнее время ежегодный прирост автопарка республики значительно увеличивается. Кыргызстан  вступил в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 и более автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности дорожного движения, ростом дорожно-транспортных происшествий. К этому следует добавить, что улично-дорожная сеть республики не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные автомагистрали перегружены в 2-3 раза. Плотность дорожной сети в городах, которая по нормам должна составлять 2,2 – 2,4 километра на квадратный километр территории, фактически осталась на уровне 1970 – 1980 гг. и не превышает 1,5 – 1,6 километра на квадратный километр территории. Не отвечает установленным требованиям также и техническое состояние большинства дорог.

       Остается неудовлетворительным состояние транспортной дисциплины участников дорожного движения – водителей и пешеходов.
       Несмотря на значительный комплекс мер, принимаемых МВД Кыргызской Республики, другими службами и ведомствами, количество криминальных автопроисшествий не сокращается. Значительным остается количество ДТП, с мест которых водители скрылись. Не все автодорожные преступления, повлекшие смерть потерпевшего, раскрыты.
       Ежегодно на дорогах страны происходит масса аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) в результате которых погибают или получают различной степени тяжести телесные повреждения люди, причиняется материальный ущерб.
       С резким увеличением численности различных марок автомобилей в Республике за последние годы, старой инфраструктурой автомобильных дорог не предназначенных для такого количества  автомобилей,  слабой  организаций дорожного движения и средств, регулирующих дорожное движение и недисциплинированности водителей значительно увеличилось количество ДТП.
       При расследовании и рассмотреннии дел связанных с ДТП правоохранительныне органы и суды нередко прибегают к помощи специалистов в области судебно-автотехнической экспертизы, назначая по делам данной категории судебно-автотехнические экспертизы.
       Автотехническая экспертиза – это комплекс мероприятий, которые проводятся специалистами на месте ДТП  или на основании собранных следственными и судебными органами материалами и представленных на исследование.Этот комплекс позволяет определить механиз ДТП, выявить виновника аварийной ситуации, а также установить причины и обстоятельства, которые последовали первопричиной ДТП.
       Основной целью автотехнической экспертизы считается установление всех факторов  и обстоятельств, которые привели к опасной ситуации на дороге.    
       Таким образом, автотехническая экспертиза исследует  техническое состояние транспортных средств участвующих в ДТП, устанавливает механизм ДТП, обстоятельства ДТП, причины и условия, которые привели к ДТП и действия участников которые привели к данному ДТП.<>

       В последнее время участники дорожного происшествия  используя различные способы, приемы и методы пытаются исказить действительную картину ДТП – передвигают автомобили с места, уничтожают следы, перемещают предметы с места расположения их на проезжей части, перемещают или убирют труп  и т.д.
       Внимательно изучив место дорожно-транспортного происшествия и проанализировав степень повреждений транспортных средств эксперты-автотехники способны с точностью установить картину аварии, и определить участника создавшего аварийную обстановку, которая привела к ДТП.
       Эксперты используя специальные  познания и произведя соответствующие расчеты  могут дать оценку показаниям водитлей, свидетелей и очевидцев ДТП, если эти показания запутанны,недостоверны, а доказательственная база  не может дать им соответствующую оценку  и дать ответы на возникающие вопросы.
       Следует отметить, что  автотехническая экспертиза дает уникальную возможность  составить картину ДТП и понять, какие причины  или действия участников ДТП привели к наступлению дорожного происшествия и кто должен понсти ответственность за невнимательность или беспечность на дороге.
       Используя комплекс знаний при исследовании представленных на исследованите материалов эксперты могут  с достаточной точностью определить  место столкновения ТС относительно границ проезжей части или хотя бы определеить, на чьей стороне проезжей части произошло столкновение, так как при составлении схемы дорожного происшествия лицами ее составляющими зачастую не фексируются  или в недостаточном количестве  фиксируются данные (признаки), по которым определяется место столкновения ТС относительно границ проезжей  части. Или схема места происшествия составляется по истечении нескольких часов и в зависимости от погодных условий может быть искажена вещная обстановка места происшествия, или если место происшествия до его осмотра не будет сохрано.в первоначальном виде.
      Нередки случаи,  когда водители пытаясь уйти от ответственности повреждают узлы и детали  транспортного средства: прокалывают или разрезают шины, повреждают гибкие тормозные шланги, повреждают резьбовые соединения и т.д.     
     

При исследовании техническогь состояния  ТС эксперты-автотехники определяют какой узел или  деталь транспортного средства вышли из строя, устанавливают причину  образования неисправности и в какой момент ДТП образовалась неисправность (до дорожного происшествия, в момент дорожного происшествия или после него). Псоле того как будет установлена причина и время оразования неисправности эксперт устанавливает наличие или отсуствие причинной связи неисправности с фактом ДТП.
      В отделе судебно-автотехнических экспертиз проводится также такой вид экспертиз, как исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая экспертиза).
      Транспортно-трасологическая экспертиза представляет собой  один из видов криминалистической экспертизы. Ее содержание отличается своими особенностями, которые заключаются в том, что  для транспортно-трасологической экспертизы характерно исследование следов отображений.
      К транспортно-трасологической экспертизе  прибегают при определнии механизм столкновения, взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения относительно джруг друга и границ проезжей части, а также когда требуется идентифицировать  те или иные следы транспортного средства и при определении в момент столкновения транспортное средство находилось в движении или неподвижносм состоянии (стояло).
     Часто в процессе установления виновности в ДТП, возникает ситуации, когда необходимо привлечь специалиста для установления принадлежности повреждений ТС к заявленным обстоятельствам и т.д.
     Главная миссия эксперта – это комплексный, квалифицированный, систематизированный и внимательный осмот ТС с документальной фиксацией обнаруженных следов контаткного взаимодействия обозначенных объектов.
     Автотехническая и транспортно-трасологическая экспертиза широко используется  в административном, гражданском и уголовном процессах при расследовании и рассмотрении дел связанных с дорожно-транспортными происшествиями  или с их участием.