Отдел пожаро-технических экспертиз

        Пожаро-техническая экспертиза является одной из самых сложных, неоднозначных экспертиз, так как с ее помощью требуется установить факты, имевшее место порою за значительное время до ее назначения.
        Пожаро-техническая экспертиза назначается для определения причины произошедшего пожара, выявлении обстоятельств возникновения, обнаружения, развития горения. Установление причины пожара – является наиболее важной задачей судебной пожаро-технической экспертизы, так как, только путем ее решения можно установить лица, виновные в возникновении горения.
        Механизм развития и распространения горения в одном и том же помещении может значительно различаться в зависимости от условий, таких как расположение горючих конструкций и материалов в зоне пожара, наличие притока воздуха в момент возникновения и развития горения, расположение источника зажигания в помещении и многих других. Все эти факторы влияют на основные признаки расположения места возникновения горения, а также основных путей его распространения, которые могут быть обнаружены экспертом при осмотре места пожара.
        В наше время автомобиль, становится все более «нашпигованным» различными электротехническими устройствами, включая «штатные», установленные на автозаводе-изготовителе и дополнительное оборудование, которое могут установить на автомобиль по желанию его владельца многочисленные фирмы (речь идет о различных системах охранной сигнализации с возможностью автозапуска двигателя и без нее, о системах автоакустики, о системах кондиционирования воздуха в салоне и т.п.).        В результате чего наиболее распространенными, связанными с его конструкцией, источниками воспламенения, являются:
— электрические искры и дуга в результате теплового проявления электрической энергии при аварийных режимах работы электрооборудования (короткое замыкание, перегрузка участка электрических проводов, большое переходное сопротивление в местах плохого электрического контакта);
— нагретые до высоких температур поверхности выхлопного коллектора двигателя, детали каталитического нейтрализатора (при его наличии) и сами отработанные газы двигателя.
        Однако необходимо помнить, что данный перечень источников зажигания не является полным. Распространению возникшего в автомобиле пожара способствует плотная компоновка узлов и агрегатов, разнообразных по конструкционным принципам действия и источникам энергии, насыщенность разнообразными механизмами, которые используют электрическую энергию бортовых аккумуляторных батарей (при неработающем двигателе) и электрогенератора (при работающем двигателе).
        Учитывая большое разнообразие марок автомобилей и особенностей их конструкций, иногда при осмотре сгоревшего автомобиля необходимым бывает привлечение эксперта автотехника. Современный автомобиль, как объект действия пожара, имеет ряд специфических свойств, которые влекут за собой особенности работы пожарно-технического эксперта с данным объектом, а также определяют перечень предварительных версий вероятных причин возникновения пожара в каждом конкретном случае.
        Для современных автомобилей характерным является их высокая пожарная опасность. Этому несколько причин. Основная пожарная опасность на любом автомобиле связана с наличием на нем запаса топлива, необходимого для работы силового агрегата, а также зависит от вида топливной системы: карбюратор, инжектор, моновпрыск и др.
        Рассмотрим ряд примеров из экспертной практики отдела пожаро-технических экспертиз Государственной судебно-экспертной службы Кыргызской Республики по исследованиям пожаров на автомобилях, возникших в результате технических причин.
        В результате пожарно-технической экспертизы проведенной по факту пожара, произошедшего 05.05.10г. в автомобиле «Тойота Королла», оставленном на неохраняемой стоянке, было установлено, что очаг пожара был расположен внутри моторного отсека, в передней левой его части. Источником воспламенения послужило интенсивное тепловыделение и искрообразование в результате короткого замыкания положительного провода, идущего на соответствующий вывод аккумуляторной батареи (АКБ), через скобу-держатель АКБ на кузов автомобиля, к которому был присоединен отрицательный вывод АКБ.
        Другим примером является пожар, произошедший 09.03.09 г. на автомобиле «Хюндай Акцент» во время движения автомобиля. В ходе производства пожарно-технической экспертизы было установлено, что очаг пожара был расположен внутри моторного отсека, в районе выпускного коллектора двигателя автомобиля. На наружной поверхности металлического защитного кожуха коллектора двигателя были обнаружены следы обугленной ткани, припекшейся к поверхности кожуха. Кроме того, было установлено наличие в различных местах моторного отсека остатков обгоревшей ткани, часть из которых была подоткнута под элементы оборудования моторного отсека. Признаки аварийной работы электрооборудования отсутствовали. С учетом обнаруженных в моторном отсеке фрагментов ткани, а также с учетом локализации наиболее интенсивных следов огневого воздействия в районе коллектора двигателя было установлено, что источником воспламенения послужил металлический кожух выхлопного коллектора двигателя при его непосредственном контакте с фрагментами ткани, которые выполняли в моторном отсеке роль самодельного утеплителя.
        Как показывает практика исследования пожаров на автомобилях, возникновение пожаров по данным «банальным» техническим причинам не редкость. Например, при исследовании причины пожара, произошедшего во время движения на автомобиле ВАЗ-2106, поврежденного в результате пожара 11.08.12 г. было установлено, что очаг пожара был расположен в районе карбюратора двигателя. При этом, штуцер с обгоревшим фрагментом топливоподводящего шланга к карбюратору был обнаружен отдельно от крышки карбюратора, на значительном удалении от места его крепления (в районе кожуха вентилятора охлаждения двигателя). На крышке карбюратора в месте крепления к нему штуцера топливоподводящего шланга имелись следы интенсивного огневого воздействия. Следы аварийного режима работы на электрооборудовании отсутствовали. С учетом этих обстоятельств, наиболее вероятной технической причиной пожара явилось образование горючей среды в подкапотном пространстве из-за срыва штуцера шланга подачи топлива в карбюратор из места его запрессовки в гнезде крышки карбюратора.
        Кроме решения основной задачи, состоящей в установлении непосредственной причины пожара на автомобиле, пожарно-техническая экспертиза способна решать еще целый ряд других диагностических и ситуационных задач. Приведенные примеры не исчерпывают всего многообразия технических причин способных привести к пожару на автомобиле.
        Объекты пожаротехнической экспертизы разнообразны, поскольку при пожаре огонь не выбирает определенные объекты, пожар происходит по законам физики. Исследование пожаров также как и игра с пазлами, необходимо чтобы каждый пазл нашел свое место. На месте происшествия после пожара, все объекты немые свидетели, необходимо их раскрыть, прочитать то что они показывают.
        Эксперт пожаротехник должен обладать широким кругозором знаний, он должен знать характеристики строительных конструкций, устройство автомобиля, свойства и структуры металла, понимать электрические явления, в какой-то мере обладать химическими знаниями, и наконец знать физические законы природы, теории физики, не говоря уже о том, что он должен быть еще и криминалистом, для того чтобы оценить ситуацию на месте пожара и выбрать правильный ход исследования, методику исследования.
Если в других экспертных направлениях, эксперты при исследовании могут возвращаться к объекту исследования и провести его заново, то в пожаротехнической экспертизе, эксперт должен быть педантичен и принимать быстрые решения. Поскольку объект исследования с течением кратковременного периода видоизменяется, либо уничтожается полностью, что может привести к не установлению причины пожара.